13 Марта, 2019

DSM Group: аптечный рынок БАД падает

Аптечный рынок биологически активных добавок, еще недавно так успешно развивающийся, впервые за последние несколько лет продемонстрировал падение объема реализации. К такому выводу пришли аналитики DSM Group.По их данным, в 2018 г. розничный объем продаж БАД составил 326 млн упаковок на сумму порядка 53,4 млрд руб. (в розничных ценах). За год рынок БАД сократился на 0,6% в рублях и на 8,4% в упаковках. Помимо сезонных колебаний и снижения реальных доходов россиян, огромную роль в падении аптечных продаж добавок к пище сыграло ужесточение регулирования рекламы и разрешение продажи БАД в любых розничных точках. Среди причин также можно назвать и пристальное внимание проверяющих органов к некоторым группам БАД, которое привело к изменению структуры потребления.В среднем одна упаковка БАД обошлась потребителю в 164 руб. (розничная цена), что на 8,4% дороже, чем в прошлом году.Наиболее востребованной на рынке остается ценовая категория «до 50 руб.». На долю этого сегмента приходится около 47,2% проданных БАД в натуральном эквиваленте (ценовая структура приведена на основе розничных цен). При этом аналитики отмечают, что из-за низкой цены доля дешевого сегмента в стоимостном выражении не превышает 7%. «Гематоген» и «Аскорбиновая кислота» составляют половину объема продаж в упаковках сегмента с ценой «до 50 руб.».Наибольшую выручку аптекам приносят БАД из ценовой категории «от 150 до 500 руб.», удельный вес этого сегмента составляет 43,4%. Также заметную долю (39,8%) занимают дорогие препараты. За год структура рынка БАД изменилась в пользу высокого ценового сегмента «свыше 500 руб.», который единственный показал прирост объема реализации: +11,9% в руб. и +10,0% в упаковках.В отличие от рынка лекарств на рынке биологически активных добавок превалируют средства отечественного производства. Российские БАД занимают 56,5% стоимостного и 81,8% натурального объема продаж. В результате разнонаправленной динамики отечественных (-1,9%) и зарубежных добавок (+1,1%) удельный вес российских компаний за год снизился в денежном эквиваленте. В натуральном выражении структура рынка изменилась в пользу отечественных БАД, однако отмечается снижение активности как отечественных производителей биодобавок (-7,6%), так и импортных (-11,7%).Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в 2018 г. составила 113 руб. (+6,1% к 2017 г.), что приблизительно в 3,5 раза ниже стоимости упаковки импортного средства. В этот же период стоимость упаковки БАД иностранного производства в среднем составляла 391 руб. – средневзвешенная цена выросла на 14,5%.Наиболее востребованными на рынке являются универсальные добавки, которые аналитики относят к группе «БАД, действующие на организм в целом» (доля 30,0%). В 2018 г. на аптечных полках было представлено 2 715 различных наименований БАД от 967 производителей, за год на рынке появилось 311 новых позиций.В рейтинге ТОП-20 брендов, лидирующих по стоимостным объемам продаж, можно отметить ряд существенных изменений. Лидером рынка, как и в прошлом году, стала линейка витаминных комплексов Solgar, действующих на организм в целом и на отдельные системы (доля 4,7%). На втором месте в рейтинге за 2018 г. оказался бренд «Доппельгерц» (удельный вес 3,2%). Третью строчку занял БАД со слабительным эффектом «Фитолакс» производителя «Эвалар» с долей 3,1%. Аналитики отмечают, что компания «Эвалар» – самая представленная в рейтинге: 5 брендов из ТОП-20 занимают суммарную долю 9,5%.РейтингИзменениеБрендСтоимостный объем, млн руб.Прирост стоимостного объема, %Доля, %2018 г.1-Solgar 2 531,6  +30,14,72-Доппельгерц 1 728,9  -2,33,23-Фитолакс 1 662,1  -3,63,14-Фемибион 1 425,0  +4,62,75+2Максилак 1 189,7  -4,42,26-Турбослим 1 176,4  -7,62,27+3Эвалар Глицин 967,2  +5,91,88-3Витамишки 947,4  -27,61,89-1Гематоген 909,6  -25,01,710-1Нормобакт 908,5  -8,21,711+6Бак-Сет 841,3  +58,31,612+4Супрадин 688,3  +26,71,313+2Компливит 683,2  +9,51,314-Овесол 667,5  -0,11,315-2Алфавит 620,5  -21,61,216+43Витрум 597,7  +212,01,117-6Эвалар Пустырник 579,9  -32,81,118+20Индинол 525,1  +91,61,019-7Юнивит 485,4  -39,00,920-1Линекс для детей 468,9  -7,30,9Концентрация на фармрынке производителей добавок к пище довольно высокая – ТОП-20 компаний занимает 66,0% рынка. В рейтинге производителей также можно отметить заметные изменения. Не все компании из тройки лидеров сумели сохранить за собой позиции 2017 г. Так, например, зарубежный производитель Bausch Health уступил третью строчку американской фирме Solgar Vitamin And Herb, которая за год увеличила свои продажи на 30,1%.Лидером рынка на протяжении уже многих лет остается компания «Эвалар» (при этом в 2018 г. был зафиксирован отрицательный прирост объемов реализации -2,1%). Отрицательная динамика обусловлена, в том числе, снижением популярности БАД для похудения в целом на 11,7%, к которым относится линейка производителя «Турбослим».Второе место занимает компания Pharma-Med, практически все позиции которой сократили свои объемы реализации. Основной бренд компании — детский жевательный мармелад «Витамишки» — потерял 27,6% продаж. Однако, за счет увеличения продаж биодобавки «Бак-Сет» для пищеварительной системы на 58,3%, компании удалось сохранить за собой вторую строчку и потерять только 5,5% продаж.РейтингИзменениеКомпанияСтоимостный объем, млн руб.Прирост стоимостного объема, %Доля, %2018 г.1-Эвалар 9 896,8  -2,118,52-Pharma-Med 2 867,6  -5,55,43+2Solgar Vitamin And Herb 2 531,6  +30,14,74-Отисифарм 2 089,1  -1,83,95-2Bausch Health 1 911,3  -18,23,66+3Аквион 1 760,9  +20,33,37-1Queisser Pharma 1 728,9  -2,33,28-Stada 1 612,3  +7,23,09+1Merk Selbstmedikation 1 425,0  +4,62,710+1Оболенское 1 189,7  -4,42,211+2Polpharma 1 074,1  -3,62,012+6Takeda 1 052,1  +85,42,013-1Recordati 1 014,6  -17,21,914-Фарм-Про 863,2  -14,71,615+4Bayer 822,1  +46,61,516-Диод 774,8  +3,01,517-10РИА Панда 738,2  -51,51,418-3В-Мин 656,3  -18,31,219+4Квадрат-С 631,7  +61,81,220+6Мираксбиофарма 583,7  +90,01,1Высокие темпы прироста демонстрирует производитель «Мираксбиофарма» (+90,0%), наиболее востребованным брендом компании является «Индинол», влияющий на женское здоровье, – его продажи выросли более, чем в 2 раза. На втором месте по темпам прироста производитель Takeda (+85,4%).